Новости
Разное

"Наша задача – влюбить ребенка в этот спорт" - тренер СШТВС Сергей Шаповаленко рассказал о подготовке мотокроссменов

В Спортивной школе по техническим видам спорта возможно всё – даже сделать из ребенка настоящего мотоциклетного гонщика. Тренер мотоциклетной секции Шаповаленко Сергей воспитывает юных будущих чемпионов в секции по мотокроссу с июня 2020 года. Он поделился своим видением того, что должен представлять из себя гонщик и как им возможно стать, какие нюансы скрывает в себе этот спорт и почему мотокроссмены так им «болеют».

– До того, как Вы пришли в СШТВС в качестве тренера, был ли у Вас подобный опыт прежде?
Не напрямую. То есть, когда я занимался, молодые ребята с других клубов что-то спрашивали, – мы тренировались на трассах и знали друг друга в лицо, – где-то мне какие-то советы давали, кому-то я их давал, так что это имело место быть.
– Как давно Вы занимаетесь мотоциклетным спортом и как Вы к этому пришли?
Ну, как-то с самого детства хотелось, но родители не разрешали. Не допускали меня до этого, потому что знали мой характер. В более зрелом уже возрасте, когда мне было больше 30-ти, я у товарища взял мотоцикл покататься, а потом уже купил свой собственный – с этого все и началось. Начал пробовать одно, второе, третье… Хотя мотоцикл был куплен просто для путешествий – по лесам, по горам кататься.
Со временем я понял, что мне нужны прыжки, мне нужна скорость, подготовленные трассы, и перешел уже на этот уровень. Но опять же, чтобы заниматься этим, необходимы были определенные навыки: надо было у кого-то учиться, штудировать литературу, Интернет, Youtube, смотреть Чемпионаты Мира и Европы – и в итоге всё к этому и привело. Возможно, что пришел в этот спорт поздно, потому что теории очень много, практики – на сколько хватает (физической подготовки – ред.), ведь мы все не молодеем, но я со своей задачей пока справляюсь. Каждый год я ставлю себе ту или иную цель, которую потом стараюсь воплотить в жизнь.
– А чем Вы занимались до того, как пришли в этот спорт?
С первого класса и по сей день я занимаюсь баскетболом на областном уровне. Помимо этого, я занимаюсь хоккеем – играю за троицкий «Авангард». Я считаю, что если ты действительно спортсмен, то ты не можешь заниматься лишь одним видом спорта. Все, кто занимается катанием на мотоцикле, также где-то тренируются: ездят на велосипедах, ходят в спортзал. То есть это постоянное поддержание физической формы и развитие. В межсезонье у нас всегда упадок, тут нас выручает «Горный Воздух» – мы и на доске катаемся. Люди постоянно в движении. Это происходит от недостатка адреналина, когда тебе становится необходима скорость и ощущение страха в какой-то мере – по крайней мере, я вижу это так.
– Что представляет из себя мотоциклетный спорт как таковой?
Мотоциклетный спорт – сложная штука. Это все-таки технический спорт, тут не всё зависит в полной мере от спортсмена, больше от самого мотоцикла: может и колесо проколоться, например. То есть до финиша иной раз можно вообще не доехать.
Здоровая спортивная конкуренция обязательно должна присутствовать: нам нравится смотреть те гонки, где идет борьба за первое место, а не те, где один гонщик поехал, и его уже никому не догнать. Когда имеет место быть спортивная конкуренция, то это и зрителю интересно, и у гонщика появляется стремление к победе, какая-то страсть, в меру «спортивная агрессия», жажда – все это и зрителя заставляет переживать, и он, в свою очередь, также ощущает адреналин. 
Погода в течение гонки тоже влияет на результат: дождь, грязь, даже в грозу у нас гонки были в Макарове. Ну и так называемое передвижение по пересеченной местности – сейчас технические характеристики мотоциклов развиваются, возможности растут, гонщиков подготавливают. Соответственно время прохождения трасс сокращается, скорость передвижения растет.
Так что всем нам приходиться тренироваться, тренироваться, и еще раз тренироваться. Потому что, либо ты удерживаешь свою позицию, либо придется кого-то догонять. Я думаю, это применимо для любого спорта. Плюс техническая составляющая, экипировка, физика, психологический настрой, любой маленький нюанс – важен. Все это в совокупности дает плоды.
Ну и, естественно, желание. Если человек не хочет этим заниматься, не видит себя в этом – то и смысла в этом нет. Мы, как тренера, всегда требуем отдачи от гонщиков. И только если все эти аспекты сложить – получится мотоциклетный гонщик, на которого мы можем возложить какие-то надежды. Наша задача – влюбить ребенка в этот спорт. 
– Со скольки лет Вы набираете детей в секцию? И сколько лет занимает обучение?
Есть федеральный стандарт по виду спорта, следуя которому мы набираем детей с 9 лет. В дальнейшем, уже по мере подготовки ребенка – физической, моральной и технической – мы принимаем решение о допуске его к соревнованиям областного уровня.
Бывает, что мы берем детей и постарше – главное смотреть на вступительные нормативы. Но чем младше – тем лучше, потому что у детей страха нет. Они готовы ехать на полной скорости до первого падения. После падения уже некоторые уходят, некоторые остаются. Бывают и травмы – без этого никак. Спорт все-таки очень опасный. Поэтому, когда ребенок приходит в секцию, мы всегда ему это объясняем. И с родителями тоже разговариваем, чтобы они понимали – это не то же самое, что и на велосипеде кататься.
Есть начальный и тренировочный этап. На начальном этапе мы можем держать гонщика до двух лет – оценивать его способности. Иногда допускаем на пробные соревнования, если видим, что ребенок к этому готов.
По поводу сроков обучения все индивидуально. Есть некоторые ребята, у которых, как бы громко это ни звучало – талант, и они все схватывают на лету, а с другими мы возимся, учим, что-то прививаем. Не все дети знают свои способности. Кто-то бросает заниматься, кто-то продолжает. Зависит также от характера. Бывает, что кто-то из детей сразу выделяется, и мы вроде готовы его перевести в старшую группу, но все равно нужна какая-то уверенность: одно дело тренировочный этап, а другое дело заезд – неподготовленный или вспыльчивый ребенок может просто травмироваться. Так что мы к этому индивидуально подходим и смотрим, кого уже можно допускать, а кому еще рано.

– Какие проблемы и перспективы существуют у мотоциклетного спорта в Сахалинской области?
На самом деле, любой технический вид спорта в первую очередь проблемный в финансовом плане: то есть затраты нужны на содержание мотоциклов, экипировку, также влияет на все это удаленность трасс. Так что финансовая сторона вопроса для нас – это очень тяжелая тема. Если гонщик хочет развиваться и у него все получается – то ему необходимо пробовать себя на разных трассах, чтобы потом принимать участие в соревнованиях.
В прошлом году, летом, один мой воспитанник принимал участие в областном чемпионате. Амбиций было много, выступал он в несколько этапов, обошлось все спокойно – без аварий, без травм. Попал примерно в середину – занял пятое или шестое место. В этом году, если все сложится удачно, то участие будем принимать в каждом соревновании. Потому что тренировочный процесс у нас не заканчивается, мы и зимой тренируемся. Так что будем смотреть – все дети индивидуальны, у всех все получается по-разному. У кого-то дела лучше обстоят с прыжками, у кого-то с разгоном, поворотами, торможением. Но, в любом случае, секундомер не обманешь, и стремиться нужно к тому, чтобы время прохождения круга было минимальным. И мы пытаемся гонщикам это донести, как в школе – по миллиону раз, одно и то же.
Это очень большой труд, потому что это может быть очень монотонным, но должно доходить в итоге до автоматизма: чтобы гонщик уже не думал, а точно знал, куда ему поставить ногу или где он будет руку держать. В голове должно остаться только стремление прийти первым. 
– Что касается тренировок: как часто проходят занятия?
У нас несколько групп: дети начальной подготовки занимаются 3 раза в неделю по 2 часа, они плавно в это входят – потому что физически это все-таки тяжело. Ребята из тренировочного этапа занимаются каждый день по 3 часа. Летом у нас бывают дополнительные занятия – но это уже не только мотоцикл, это может быть и общая физическая подготовка.
– Случались ли у Вас за все время деятельности в области мотоциклетного спорта серьезные травмы?
Травмы были, я даже оперировался заграницей, потому что мне отказали в России в подобной операции. Был достаточно долгий реабилитационный период – восемь месяцев.
Мотокроссмены – это больные люди в хорошем смысле этого слова: нехватка адреналина и жажда новых побед всегда приводят к тому, что мы продолжаем этим заниматься. Если руки и ноги на месте – ты возвращаешься в мотоциклетный спорт.
– Можете поделиться, что значит для Вас этот спорт, и что бы Вы хотели посоветовать начинающим гонщикам?
Я уже не представляю себе, как можно этим не заниматься. Я вижу себя только на двух колесах и с мотором. Мне нравится ощущение адреналина, скорости, прыжков, общение на тренировках с другими ребятами – от мала до велика, общение с именитыми гонщиками в Приморье. Мы все как одна большая семья, но все равно боремся – доказывая что-то друг другу и себе.
Если есть настрой и стремление – надо пробовать, пытаться, если человек сам поймет, что он этого хочет, то он найдет способ этим заниматься, и ни перед чем не остановится. Если ты действительно заразился мотоциклетным спортом, то это уже стиль жизни. Несмотря ни на что: на грязь, на непогоду, на сложность трасс – настоящего гонщика ничего не сломит.

Шаповаленко Сергей, тренер секции мотоциклетного спорта «СШТВС»



Зайцеву Кириллу 13 лет, и он занимается в секции мотоциклетного спорта. Впервые Кирилл попробовал себя в этом, когда ему было всего 7. Он поделился, как проходят занятия в секции и чему они могут научить.

Как давно ты занимаешься мотокроссом и почему решил начать?
– Я занимаюсь уже 2,5 года. Моя мама увидела рекламу в Instagram, позвонила, чтобы записать меня. Я прошел отбор и теперь я здесь.
 – Мама не переживала, когда ты начал заниматься таким серьезным спортом?
– Сначала нет, но сейчас, когда мои навыки выросли, стала переживать. Потому что скорость во время тренировок, как и техника, растет, и относиться к этому уже надо серьезно.
– Как проходят ваши занятия?
– Перед тренировкой нас ознакомляют с целью занятия, обозначают порядок действий: как нужно проехать, какая скорость, какая передача, после чего мы переходим к выполнению. Иногда мы с ребятами соревнуемся друг с другом. Между секциями тоже бывают соревнования.
У тебя с самого начала все хорошо получилось, когда ты сел на мотоцикл?
– Да, я еще до поступления в секцию катался на мопеде, на квадроцикле, на мотоцикле тоже. Поэтому опыт был.
– Когда ты впервые попробовал?
– Мне было 7 лет. Папа подарил мне квадроцикл, и я просто сел и поехал. Меня с самого начала тогда это зацепило, понравилось.

– Что больше всего нравится тебе в занятиях и чему они тебя учат?
– Я всегда увлекался техникой, мне нравится скорость, гонки. Благодаря занятиям в секции я улучшаю свою выносливость, и, конечно, становлюсь сильнее.

Зайцев Кирилл, воспитанник секции мотоциклетного спорта «СШТВС»